Сестринский процесс при заболеваниях




НазваниеСестринский процесс при заболеваниях
страница1/12
Дата конвертации01.08.2012
Размер1,16 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Государственное образовательное учреждение

среднего и профессионального образования

«Архангельский медицинский колледж»


Т.Г. Леонтьева


СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ


Учебно-методическое пособие


г. Архангельск

2006 г.

Рецензенты: Смирнова Г.П. – И.о. главного врача областного дома ребенка,

кандидат медицинских наук.

Клюшина Л.В. – заместитель директора по практическому

обучению, преподаватель педиатрии высшей квалификационной

категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».


Леонтьева Т.Г. Сестринский процесс при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей: Учебно-методическое пособие. – Архангельск; ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2006.


Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по специальности 0406 «Сестринское дело», способствует систематизации теоретических знаний, развитию и совершенствованию умений и навыков медицинской сестры по уходу за детьми с патологией пищеварительного тракта.


Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии педиатрии.


Усл. печ. л.

СОДЕРЖАНИЕ



1.

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 5

2.

Цель самоподготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 6

3.

Исходный уровень знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 6

4.

План изучения темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 6

5.

Требования к знаниям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 7

6.

Сестринское обследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 8

6.1.

Анамнез гастроэнтерологического больного . . . . . . . . . . . .

стр. 8

6.2.

Данные объективного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 11

6.3.

Данные диагностических и лабораторных методов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


стр. 12

7.

Выявление нарушенных потребностей и проблем пациента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


стр. 13

8.

Схемы базисного ухода при заболеваниях желудочно-кишечного тракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


стр. 17

8.1.

План сестринского ухода при стоматите . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 17

8.2.

План сестринского ухода при энтеробиозе, аскаридозе . . .

стр. 18

8.3.

План сестринского ухода при функциональном расстройстве желудка, остром гастрите . . . . . . . . . . . . . . . .


стр. 21

8.4.

План сестринского ухода при хроническом гастрите, гастродуодените, язвенной болезни желудка и/или 12-перстной кишки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



стр. 22

8.5.

План сестринского ухода при функциональном расстройстве билиарного тракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


стр. 25

9.

Алгоритмы практических манипуляций . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 27

9.1.

Техника обработки полости рта при стоматите . . . . . . . . . .

стр. 27

9.2.

Техника взятия соскоба на энтеробиоз с перианальных складок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 30

9.3.

Техника взятия кала для копрологического исследования .

стр. 31

9.4.

Техника взятия кала для исследования на скрытое кровотечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


стр. 33

9.5.

Техника промывания желудка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 34

9.6.

Техника постановки газоотводной трубки . . . . . . . . . . . . . .

стр. 37

9.7.

Техника фракционного желудочного зондирования . . . . . .

стр. 39

9.8.

Техника фракционного дуоденального зондирования . . . . .

стр. 43

9.9.

Техника «слепого» зондирования (тюбажа) по Демьянову .

стр. 48

9.10.

Техника постановки очистительной клизмы . . . . . . . . . . . .

стр. 50

9.11.

Подготовка пациента к фиброгастродуоденоскопии . . . . . .

стр. 53

10.

Неотложная помощь при рвоте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 55

11.

Неотложная помощь при метеоризме . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 57

12.

Примеры ситуационных задач с эталоном ответов . . . . . . .

стр. 59

13.

Тест для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 77

14.

Эталон ответов тестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 82

15.

Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 83

16.

Эталон ответов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 85

17.

Рецептотека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 86

18.

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 91

19.

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр. 92



ВВЕДЕНИЕ


Уважаемые студенты!


Вы приступаете к изучению одной из актуальнейших проблем педиатрии.

Медицинские сестры в своей практической деятельности ежедневно могут сталкиваться с патологией органов пищеварения у детей. Хронические болезни органов пищеварения у детей занимают одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости.

Медицинские сестры должны четко и грамотно, в зависимости от нарушенных потребностей выявлять проблемы ребенка. Составлять план сестринского ухода, реализовать поставленные цели.

Основная цель методического пособия – систематизация теоретических знаний, совершенствование умений и навыков медицинской сестры по уходу за ребенком с патологией органов пищеварения.

Пособие содержит в себе информационные, справочные, наглядные материалы, задания для самоконтроля.

Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по специальности 0406 «Сестринское дело» и рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов к занятиям по темам: «Сестринский уход при болезнях органов пищеварения у детей старшего возраста», «Рубежный контроль «Сестринский уход при болезнях детей старшего возраста».

Информация по данной теме будет для вас полезной и нужной для

сдачи экзамена Итоговой Государственной Аттестации и послужит

хорошим подспорьем в вашей практической работе.


Тема: «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ»


I. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ

Данное пособие предназначено для получения дополнительных практических знаний к информации в учебном и лекционном материале.


II. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для изучения данной темы необходимо повторить:

    • АФО желудочно-кишечного тракта у детей.


III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

  1. Повторить вопросы исходного уровня знаний.

  2. Выучить:

  • Определение, этиологию, клинические симптомы следующих заболеваний:

- стоматит

- острый гастрит

- функциональное расстройство желудка

- хронический гастрит, гастродуоденит

- дисфункциональное расстройство билиарного тракта

- язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

- глистные инвазии (аскаридоз, энтеробиоз).

  • Особенности диетотерапии и медикаментозного лечения данных заболеваний

  • Методику сестринского обследования пациента (сбор анамнеза, объективный осмотр)

  • Схемы сестринского ухода при данных заболеваниях

  • Технику обработки полости рта при стоматитах, фракционного желудочного зондирования, фракционного дуоденального зондирования, промывания желудка, постановки газоотводной трубки, очистительной клизмы, сбора кала на яйца глистов, скрытую кровь, соскоба на энтеробиоз

  • Правила подготовки больного к диагностическим методам исследования (ФГДС, УЗИ и др.).


IV. При комплексном изучении учебного, лекционного материала,

методического пособия по теме

Студент должен знать:

    • Понятие, этиологию, клинику, принципы лечения и ухода при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей.

    • Схему сестринского обследования гастроэнтерологического больного.

    • Меры профилактики данной патологии.

    • Принципы диспансерного наблюдения за детьми.

Студент должен уметь:

  • Провести опрос больного ребенка.

  • Выявить факторы риска по хроническим заболеваниям ЖКТ.

  • Провести объективный осмотр ребенка и выявить симптомы поражения желудочно-кишечного тракта.

  • Определить симптомы возможных осложнений.

  • Выявить нарушенные потребности и проблемы больного ребенка.

  • Составить план сестринского вмешательства.

  • Дать рекомендации по диете ребенку, матери, родственникам.

  • Выполнить манипуляции, применяемые для диагностики заболеваний органов пищеварения у детей разного возраста.

  • Выписать рецепты лекарственных средств.

V. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

I. Сестринское обследование

1. анамнез гастроэнтерологического больного

I. Жалобы (подчеркиваются соответствующие показатели)

1. Боли в животе: есть, нет, характер болей (ноющие, давящие, колющие,

неопределенные)

интенсивность: слабые, умеренные, сильные, в виде приступов, чувство тя-
жести после еды

продолжительность: кратковременные (15-20 мин.), 1-2 часа, несколько ча­
сов, несколько дней, постоянные

частота болей: ежедневно, еженедельно, один раз в один или несколько ме-
сяцев

локализация: эпигастральная область, подложечная, подреберье правое, ле­вое, вокруг пупка, левая подвздошная область, правая подвздошная область,

по всему животу

иррадиация болей: в правое, левое подреберье, спину, опоясывающие бо-­
ли

связь с приемом пищи: натощак, во время еды, сразу после еды, через 1-2 ча-
са после еды, перед сном, ночью, нет связи с едой

связь с физической нагрузкой: усиливаются, не усиливаются

связь с актом дефекации: усиливаются, уменьшаются

уменьшаются или проходят боли: от приема лекарств (каких)
от тепла, в покое, после приема пищи

причина болевого синдрома: нарушения в диете (жирная, острая пища, пере­-
едание), после физической нагрузки, стрессовых ситуаций и др.

2. Диспептические расстройства.

аппетит - снижен, сохранен, повышен, избирательный

тошнота - натощак, после еды (какой) или лекарств, при болях в животе, при

головной боли

рвота - натощак, после еды (какой) или лекарств, приносит облегчение, не

приносит облегчение

отрыжка - натощак, после приема пищи, воздухом, съеденной пищей, зави-­
сит (не зависит) от положения тела (сидя, стоя, лежа)_____________________

урчание в животе - после приема пищи, овощей, цельного коровьего молока,

других продуктов (каких)

характер стула - запоры (через день, 2-3 дня, до недели и более);

форма стула - «овечий», объемным столбом, кашицеобразный, жидкий; наличие примесей - кровь, слизь, непереваренные частицы пищи, пенистый; объем стула (скудный, умеренный, значительный);

запах - кислый, гнилостный, зловонный;

чередование поносов с запорами - есть, нет..

Жалобы общего характера.

отставание в массе

повышенная утомляемость, раздражительность, слабость, головные боли, на­
рушения сна (с трудом засыпает, часто пробуждается)

II. Развитие болезни:

давность заболевания (с момента появления самых первых признаков болез­ни) - до 1 года, 1 -3 года, свыше 3 лет;

особенности течения: чередование ухудшения и коротких светлых проме­жутков, эпизодически с длительными светлыми промежутками, сезонность обострений (весна, осень) - да, нет; непрерывное течение без резких ухудше­ний и без светлых промежутков;

когда обратились впервые по месту жительства

проводимое обследование по месту жительства: было, нет, какое

первое обращение в стационар

проводилось стационарное обследование, лечение - да, нет, когда

эффект от стационарного лечения: был, нет, через сколько месяцев ухудше-
ние

диета дома соблюдалась, не соблюдалась

рекомендованное лечение после выписки проводилось, не проводилось, час-
тично проводилось

находился на Д-учете: по месту жительства, у гастроэнтеролога областной

поликлиники, с какого года, диагноз

санаторно-курортное лечение: не было, было, когда, где

имеет инвалидность: да, нет

III. Факторы риска по хроническим заболеваниям ЖКТ:

токсикозы беременности матери: были, нет______________________________­­­­­­­­­

заболевания матери в период беременности: не были, были, какие____
течение родов: с осложнениями, нет

масса тела при рождении, оценка по Апгар

приложен к груди на какие сутки, сосал активно, нет

вскармливался грудью до какого возраста, виды прикормов, их переноси-­
мость (склонность к срыгиваниям, поносам)

перенесенные заболевания:

острые кишечные инфекции: энтероколит, сальмонеллез, острая дизентерия,

гастроэнтероколит;

вирусный гепатит: был, не был, дата перенесенного заболевания

иерсиниоз, частые ОРВИ, детские инфекции (какие), глистные инвазии,

лямблиоз, дисбактериоз кишечника

аллергические реакции: на прививки, медикаменты, продукты питания (ка-
кие, когда)

курсы антибиотиков: не были, однократно, несколько раз

непереносимость различных продуктов (вписать характер появляющихся жа--
лоб): молоко, сладкое, фрукты, жареная, острая пища и др.

наследственность:

мать

отец

бабушки, дедушки___________________________________________________

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сестринский процесс при заболеваниях iconСестринский процесс при заболеваниях органов дыхания у детей
Рецензент: Евграфова Л. Э., преподаватель педиатрии амк первой квалификационной категории

Сестринский процесс при заболеваниях iconПитание при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
Белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества при заболеваниях жкт

Сестринский процесс при заболеваниях iconТаблица примениения каш «самарский здоровяк» при различных заболеваниях

Сестринский процесс при заболеваниях iconЭлективный курс (9 класс). Объем различных форм учебной работы
«аптеку» для использования ее в качестве средства первой доврачебной помощи при острых простудных заболеваниях и при некоторых хронических...

Сестринский процесс при заболеваниях icon3. Появление Геннадиевской Библии и ересь жидовствующих в подробностях 9
Земли — это объективный процесс. В рамках эволюционного процесса протекает глобальный исторический процесс, т е процесс изменения...

Сестринский процесс при заболеваниях iconРастения при легочных заболеваниях. Туберкулез легких мне было восемь лет, когда я впервые «увидел» чахотку. Не услышал о ней все равно не понял бы, а именно
Мы цепенели от скорби и ужаса при виде этих страшных, влажных пятен, ощущая если не умом, так одинаково равным для детей и взрослых...

Сестринский процесс при заболеваниях iconОсобые рекомендации для женщин: Дополнительные методы применения эфирных масел
Общие рекомендации по применению эфирных масел при различных заболеваниях

Сестринский процесс при заболеваниях iconВ педиатрической практике
Рф заинтересован в скорейшем внедрении эффективных лекарственных препаратов для педиатрической практики. Предлагаемая читателю монография...

Сестринский процесс при заболеваниях iconРоза эмблема Англии, поэтому неудивительно, что почти в каждом английском саду можно найти благоухающий розовый куст. Но привлекала она не только англичан. В
Средневековые монахи полагали, что цветы, напоминающие по внешнему виду те или иные органы человеческого тела, оказывают целительный...

Сестринский процесс при заболеваниях iconПолитические отношения и политический процесс в современной россии
Политические отношения и политический процесс в современной России. Хрестоматия. Т. 1 /Ред и сост. Е. Г. Пономарева. – М.: Инион...

Разместите кнопку на своём сайте:
кулинария


База данных защищена авторским правом ©ReceptiDocs 2000-2011
обратиться к администрации
Кулинарная информация
Документы